Обобщение опыта

"Организация внеклассной работы на отделении иностранных языков" (2008)


I. Краткая биографическая справка

1. Ф.И.О: Овчинникова Нина Борисовна
2. Дата рождения: 23.10.59
3. Образование: высшее
4. Что, где, когда закончила: Челябинский государственный педагогический институт, 1981 год
5. Специальность по диплому: учитель английского и немецкого языков
6. Должность: преподаватель английского языка, зав. отделения иностранных языков
7. Учебные дисциплины: страноведение Великобритании и США, практическая грамматика, теория и методика обучения иностранному языку.
8. Стаж работы в училище: 11 лет
9. Стаж руководящий, методический: 6 лет
10. В людях ценю: искренность, творческое отношение к делу, трудолюбие, ответственность, чувство юмора.
11. Любимое занятие: чтение, садоводство.
12. Жизненное кредо: умеешь сам – научи другого.


II. Структура организации внеклассной работы на отделении иностранных языков (студенческое самоуправление)

Подлинное развитие личности в коллективе невозможно без организации самоуправления в системе воспитания. Самоуправление нельзя «навязать извне», нельзя «ввести», его можно только выработать.

Студенческое самоуправление – это демократическая форма организации коллектива студентов, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения общих целей.

Цель студенческого самоуправления: реализация и потребностей студентов в училище.

Формирование навыков управления происходит на следующих уровнях:
студент
группа
отделение
коллектив училища


Самоуправление в группе

В начале учебного года в каждой группе выбирается актив или совет группы, который состоит из:
старосты,
заместителя старосты по учебной работе,
культорга,
физорга,
профорга,
редактора.

Каждый член совета группы возглавляет работу определенной комиссии. Ежемесячно классные руководители проводят заседания актива, где они обсуждают предстоящие или уже выполненные дела, делятся опытом, получают необходимую информацию. Работу в группах можно представить в виде схемы (см. презентацию, слайд 4)
 
Комиссию дисциплины и порядка возглавляет староста группы. Он осуществляет ежедневный контроль посещаемости занятий, составляет ведомости посещаемости за каждый месяц, осуществляет оперативную связь с классным руководителем, зав. отделением и учебной частью, информирует группу об изменениях в расписании и т.д.

Учебную комиссия возглавляет заместитель старосты по учебной работе. Эта комиссия следит за успеваемостью в группе, организует взаимопомощь, подводит итоги и оформляет сводные ведомости успеваемости за семестр и за промежуточный рейтинг, ведет работу со слабоуспевающими студентами, совместно с классным руководителем принимает меры по улучшению успеваемости в группе.

Во главе культурно-массовой комиссии стоит культорг, который занимается организацией всех культурных мероприятий и вечеров отдыха, проводит подготовку к общеучилищным мероприятиям, конкурсам, организует походы в музей и на выставки, помогает классному руководителю в проведении тематических классных часов.

Спортивная комиссия во главе с физоргом отвечает за участие во внутри училищных соревнованиях, за проведение дней здоровья, спортивных праздников, турслетов.

Редколлегия занимается выпуском тематических газет о жизни группы и отделения, участвует в работе редколлегии училища, пишет заметки в районную газету, готовит материал для летописи отделения.
Трудовую комиссию возглавляет профорг, который составляет графики дежурства в аудитории, по училищу, организует участие группы в экологических субботниках.


Самоуправление на отделении

Большая роль здесь отводится старостату и учебной комиссии. Старосты назначаются в каждой группе по согласованию с классными руководителями. Старосты ежедневно отчитываются о посещаемости и опозданиях в группе, а помощники старост – об успеваемости. Полученная информация анализируется, обсуждаются возникшие проблемы вместе с классным руководителем и затем соответствующие распоряжения доводятся до сведения группы, осуществляется контроль за их выполнением. Ежемесячно староста отчитывается о результатах посещаемости в группе, а учебная комиссия заполняет сводные ведомости успеваемости и отчитывается 2 раза в семестр. На заседаниях старостата обсуждаются различные виды взысканий, применяемые к недобросовестным студентам, начиная с предупреждений, административных взысканий, и заканчивая снятием со стипендии. Для развития у студентов стремления к высоким показателям в учебе и активному участию в общественной жизни используются разнообразные способы поощрения. В каждой группе заполняется ведомость участия студентов во внеклассных мероприятиях на основе разработанных критериев:


Каждый семестр в группе проводится конкурс «Лучший студент», а на отделении проводится конкурс «Лидер-группа». Положение об этих конкурсах разработаны на совете училища, и по итогам работы за семестр выявляются лучшие активисты на отделении: лучший староста, профорг, культорг и физорг. По итогам работы за семестр победители получают грамоты, благодарственные письма и материальное поощрение. Умело организованное студенческое самоуправление оказывает неоценимую помощь в проведении воспитательной работы, способствует активизации художественного и научного творчества, профессиональной и социальной адаптации студентов.


III. Организация внеклассной работы по иностранному языку как один из путей повышения мотивации к его изучению

Специфика предмета «иностранный язык» такова, что для его успешного усвоения нужно постоянно «подогревать» интерес студентов к предмету, создавать мотивацию для его изучения. Огромная роль в этом отводится страноведческому компоненту. Детям всегда интересно знать культуру, традиции, праздники и обычаи народа – носителя данного языка. На нашем отделении наряду с другими дисциплинами лингвистического цикла идет преподавание страноведения Великобритании и США, а также страноведение Германии и других немецко-говорящих стран. Богатство и разнообразие материала само по себе делает уроки интересными и увлекательными, а если этому материалу найти практическое применение во внеклассной деятельности, то результат превосходит все ожидания.

Когда в 2002 году только открылось новое отделение иностранных языков и была сформирована первая группа из 25 студентов, возникла необходимость в срочном порядке искать пути, как заинтересовать студентов в нашей профессии, какие качества развивать в них, как сделать учебу на отделении увлекательной.

Я твердо убеждена, что учитель должен не только иметь потребность учить, воспитывать, развивать, совершенствовать, но и сам быть незаурядной личностью, обладающей хорошим знанием своего предмета, светлым умом и молодой душой. Каждый ученик – это маленькая вселенная. Его мир потенциально богат и задача учителя помочь ему проявить свои таланты. Поэтому я всегда не только приветствую то, что наши студенты активно участвуют в художественной самодеятельности (поют, танцуют, посещают театральную студию), но и стараюсь совместно со своими коллегами, преподавателями иностранного языка, вовлекать всех студентов до единого во внеклассную работу по иностранному языку. Декламируя стихи и исполняя песни на ИЯ, разрабатывая сценарии и переводя их на другой язык, а также просматривая массу дополнительной литературы и выпуская тематические стенгазеты, студент тем самым делает огромные успехи и в изучении непосредственно самого языка. Именно во внеклассной работе по внеклассному языку мне видится залог успеха и в учебных делах и в развитии творческого потенциала студентов.


IV. Календарь наших традиций

Внеклассная работа на отделении иностранных языков строится на соблюдении традиций, которые мы создали в самый первый год образования нашего отделения.
Так в сентябре месяце мы проводим традиционное «Посвящение в студенты» первокурсников, где наряду с конкурсной программой и различными «испытаниями» студенты 2-х, 3-х и 4-х курсов показывают концерт, состоящий из номеров на английском и немецком языках. Они демонстрируют первокурсникам свои языковые умения и навыки и показывают, к чему надо стремиться. Первокурсники в свою очередь дают клятву на словарях, что приложат все силы к изучению иностранного языка.

В октябре проводится традиционный вечер Halloween на английском языке. Вот уже 6-ой год мы организуем это мероприятие и ни разу сценарий праздника не повторился. При подготовке вечера обязанности распределяются следующим образом: за сценарий традиционно отвечают студенты 3-го курса английской подгруппы, которые в соответствии с разработанной программой дают задание всем остальным группам. Четко  соблюдаются 2 условия: 1) ни слова не произносится на родном языке; 2) все студенты и преподаватели наряжаются в традиционные костюмы Halloween’а.
 
В ноябре мы отмечаем день рождения отделения. Формы празднования могут быть разными: от классных часов по группам до совместного праздничного вечера. В этом году в честь пятилетнего юбилея иняза был организован фестиваль англоязычных и немецко-говорящих стран, где каждая группа представляла делегацию из какой-либо страны. Студенты демонстрировали национальные костюмы, символику этих стран: флаги и гербы, рассказывали об обычаях и достопримечательностях.
 
Декабрь – это время католического Рождества, поэтому 25 декабря у нас проходит праздник на немецком языке Weinachten. Огромная заслуга в подборе интересного материала, организации репетиций и помощи студентам при составлении сценария принадлежит преподавателям немецкого языка нашего училища. Традиционно этот праздник проводят студенты 3-х и 4-х курсов немецких подгрупп, но задействованы бывают все группы, даже первокурсники выступают впервые наравне со старшими, участвуя в конкурсах стихов, загадок, стенгазет и сценок.
В феврале наше отделение организованно отмечает день святого Валентина. Благодаря студентам выпускных групп, которые берут на себя обязанность проводить этот вечер во время своей преддипломной практики, этот праздник стал одним из самых любимых на отделении. Традиционно праздник проводится на двух языках: английском и немецком.

Март – это время олимпиад и различных конкурсов на иностранном языке. В этом году во время проведения декады иностранного языка студенты смогли померяться силами в фонетических конкурсах английской и немецкой поэзии, в олимпиадах по грамматике и страноведению, в конкурсе сочинений «Моя практика в школе».
 
Но самым захватывающим зрелищем стали КВНы между выпускными группами и сборными 2-х и 3-х курсов на немецком и английском языках.
В апреле мы отмечаем Fasching, т.е. немецкую масленицу. Студенты строго следуют немецким традициям: сжигают чучело зимы, выбирают короля и королеву, проводят конкурсы рисунков и т.д.
 
В мае мы завершаем учебный год радостным и одновременно грустным праздником последнего звонка. И хотя программу делают в основном выпускники, студенты других групп готовят для них свои номера и поздравления.


V. Методика подготовки внеклассных мероприятий на иностранном языке

Итак, нам предстоит провести праздник на иностранном языке. С чего начинать действовать?
1. Собираем инициативную группу, состоящую из активистов той учебной группы, которая будет отвечать за данный праздник, и преподавателей иностранного языка.
2. Придумываем интересное название. Ваши предложения… Из 8-10 выбираем самое удачное.
3. Формулируем цели. Давайте представим те положительные перемены, к которым приведет данное мероприятие, постараемся определить его достоинства. Каким будет это мероприятие, какова форма его проведения.
4. Задачи. Определите как можно прийти к цели, какие задачи для этого необходимо решить:
необходимо разбить на этапы подготовку и проведение праздника;
назначить ответственных за подборку необходимого материала из библиотеки, Интернета и других источников, т.е. поработать с литературой;
рассмотреть идеи по организации праздника (с помощью мозгового штурма);
разработать сценарий праздника;
привлечь студентов с творческими способностями в области изо, музыки, артистизма;
разработать положение по проведению праздника: назначить ответственных за оформление помещения, музыку, дежурство, уборку и т.д.
5. Ресурсы. Посмотреть какие ресурсы необходимы, чтобы решить данные задачи:
место проведения;
смета финансовых расходов;
костюмы и декорации;
оборудование.
6. Распределение обязанностей. Рассмотрим необходимые шаги для выполнения заданий. Назначим время и ответственных исполнителей, занесем в таблицу.

Деятельность

Ответственный

Сроки исполнения

 

 

 

Такая четкая организация внеклассной работы появилась не сразу, многое пришло только с опытом. Сейчас на отделении ИЯ любой преподаватель не испытывает трудностей в работе со студентами при организации внеклассного мероприятия на ИЯ. Есть определенные наработки у каждого преподавателя и коллеги с удовольствием делятся ими друг с другом на заседаниях ПЦК. Вновь прибывающие молодые преподаватели-стажеры сразу же вовлекаются во внеклассную работу по языку. На отделении организован спецкурс «Организация внеклассной работы по ИЯ в школе» для студентов 3 курса, где их знакомят с различными формами и методами организации внеклассных мероприятий, где наряду с теоретическим материалом студенты выполняют практические задания по написанию различных сценариев. Это помогает им при прохождении практики в школе и при проведении внеклассных мероприятий на отделении.


Суббота, 27.04.2024, 22:24
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Полезные ссылки

















Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 11

Поиск

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru